Роль и место малого предпринимательства в экономике Российской Федерации
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
До 1 января 2008г. критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства определялось согласно принятому 14 июля 1995г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Федеральный закон от 24 июля 2007г. »О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установил новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с указанным Законом, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие установленным условиям по структуре уставного капитала и объему выручки от реализации товаров.
Федеральный законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут относиться к субъектам малого предпринимательства.
Независимо от вида экономической деятельности субъектов малого предпринимательства Законом установлены категории по средней численности работников: от 101 до 250 человек включительно,100 человек включительно -малые предприятия, из которых выделяются микропредприятия (до 15 человек).Закон устранил правовую неопределенность содержащуюся в Законе №88-ФЗ, установив, что средняя численность работников рассчитывается за календарный год, а не за отчетный период , как было ранее. В Федеральном законе №88-ФЗ понятие «отчетный период» не было определено, в связи с чем суды и налоговые органы трактовали его самостоятельно.
Добавился новый критерии по назначению выручки от реализации товаров без учета НДС или балансовой стоимости активов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008г.№556 для каждой категории субъектов малого предпринимательства установили следующие предельные значения по показателю «выручка» за предшествующий календарный год:
микропредприятия- 60.млн. рублей;
малые предприятия- 400 млн. рублей;
средние предприятия- 1 млрд. рублей.
С установлением новых критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства торговли их круг расширился. В соответствии с Федеральным законом №88-ФЗ от 14 июня 1995г. Порог по критерию « средняя численность работников» в оптовой торговле и общественном питании малых предприятии и января 2008г. Круг малых предприятий торговли пополнился организациями со средней численностью работников от31 (51) до 100 человек. Кроме того, к субъектам малого предпринимательства наравне с коммерческими организациями отнесены предприятия потребительской коопераций, которые ранее, являясь некоммерческими организациями, к малым предприятиям не относились.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Основными организационно-правовыми субъектами малого бизнеса являются хозяйственные товарищества и общества, а также индивидуальные предприниматели функционирующие в разных отраслях экономики.
Особенности и функции малого предприятия. Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Седьмая особенность связана с характером финансирования. Если гиганты черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
Другое по экономике
Методологические основы международных классификаций стран по типу экономического развития
Тема
исследовательской работы «Методологические основы международных классификаций
стран по типу экономического развития» по дисциплине «Экономика зарубежных
стран».
Экономическое
развитие общества, его источники, качественные и ко ...