Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
Экономическое содержание предпринимательства охватывает характеристику его экономической категории, как метода хозяйствования и как типа экономического мышления.
Предпринимательство как экономическая категория выражает всю совокупность экономических, социальных, организационных, личностных и других отношений, связанных с производством товара, выполнения работ, оказанием услуг и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Эти отношения возникают у предпринимателей как хозяйствующих субъектов друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования) с банками и другими субьектами рынка, с наемными работниками и, наконец, с органами государственной власти.
Предпринимательство отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики.
Субъектами предпринимательства могут выступать частные лица (или семьи), коллективы (группа лиц) и государство в лице его соответствующих органов. Деятельность частных предпринимателей (организаторов единоличного, семейного, а также более крупного производства) осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Субъектами коллективного предпринимательства представлены различного рода ассоциации и т.д.
Объектом предпринимательской деятельности является осуществление наиболее эффективной комбинации всех факторов производства с целью максимизации дохода. Создание всевозможных, новых способов комбинации экономических ресурсов, новых технологий и новых сфер вложения капитала - это то, что отличает предпринимателя от обычного хозяйственника.
В процессе конкурентного взаимодействия субъектов рыночного хозяйства предприниматели стремятся создать для себя лучшие условия хозяйствования, завоевать конкурентные преимущества. В этом смысле выделим основные признаки предпринимательства как метода хозяйствования.
1. Экономическая свобода хозяйствующего субъекта.
2. Экономическая ответственность за принимаемые решения, за последствия и связанный с этим риск.
. Ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Это основная цель предпринимателя, вытекающая из самой природы предпринимательства. Отмечая важность данного признака, подчеркнем вместе с тем, что в современном бизнесе он является самодовлеющим.
4. Новаторство, творческий поиск. Этот признак является стержневым. По меткому выражению Шумпетера, предпринимательской задачей является "созидательное разрушение", функциональная роль предпринимательства заключается в " осуществлении новых комбинаций", то есть в получении чего-то нового, отличного от предыдущего. В осуществлении новых комбинаций, по Штумпетеру, входит: 1) изготовление нового продукта; 2) внедрение новых технологий; 3) освоение нового рынка сбыта; 4) освоение новых источников сырья; 5) проведение соответствующей реорганизация структуры.
Истинной причиной побуждающей предпринимателя к новаторству, выступает конкуренция между ними, стремление к получению прибыли.
Таким образом, предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие, считал Й.Шумпетер. Безусловно, предпринимателями в известном смысле становятся. Для этого человек должен получить необходимое образование (например, в РГЭУ "РИНХ"). Но этого все-таки недостаточно. Предприниматель должен обладать своего рода "даром божьим". Точно так же, как знание грамматики и синтаксиса не делает студента педагогического вуза поэтом или прозаиком, знания экономической науки еще недостаточно, чтобы стать предпринимателем. Диалектика состоит в том, что предприниматель должен иметь " природные данные", но стать им можно лишь при определенных условиях, о которых было сказано выше.
Неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности является инновация. Под этим понимается сложный процесс взаимодействия науки, технологии и рынка, в результате которого научное открытие и изобретение доводятся до коммерческого успеха, реализуются в виде нового продукта, производственной технологии, формы организации бизнеса и др. Инновационная предпринимательская деятельность является основным двигателем научно-технического прогресса, придает производственному процессу интенсивный характер, активизирует удовлетворение личных и общественных потребностей.
По мнению Р.Барра, крупного экономиста, бывшего премьер- министра Франции, сегодня, в связи с развитием крупных корпораций, предпринимательство приобретает следующие черты:
1. Научный характер руководства. "Чутье в делах" уступает место компетенции многих лиц. Иными словами, управление, основанное на интуиции, уступает место научному управлению.
Другое по экономике
Характер и особенности инфляции в России
Актуальность
темы обусловлена следующим. Если фактическая денежная масса превышает
необходимое количество денег, то цены на большую часть товаров начинают расти,
а деньги - обесцениваться. Этот процесс
называется инфляцией.
Инфляци ...