Рыночная власть
Рыночная власть - это способность производителя или потребителя оказывать влияние на рыночную цену благ. Источниками рыночной власти могут служить:
· доля фирмы в отраслевом предложении;
· эластичность рыночного спроса;
· степень взаимозаменяемости продукта;
· характер взаимодействия фирм.
Чем более значительной долей отраслевого предложения располагает фирма, тем более чувствителен рынок к изменениям ею объема выпуска, а ее влияние на рыночную цену сильнее. Чем менее эластичным является спрос на продукцию фирмы, тем более свободна фирма в выборе цены, не боясь отрицательной реакции потребителей. Отсутствие товаров заменителей также способствует укреплению рыночной власти фирмы. Рыночная власть может стать и результатом взаимодействия фирм, когда им удается достичь соглашения в отношении отраслевых предложения и цены путем сговора.
Наличие у фирмы рыночной власти отнюдь не означает, что она может произвольно устанавливать цены. Рыночный спрос функционально не зависит от фирмы, а кривая спроса на ее продукцию подвержена действию закона спроса. Поэтому, даже обладая рыночной властью, она может лишь выбирать подходящий для каждого уровня цены объем выпуска Фирма может повысить цену на свою продукцию, сократив ее предложение, и наоборот, увеличивая предложение, она должна будет снижать цену
Рыночная власть производителя - это обусловленная особенностями рыночной организации его способность воздействовать на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения
В случае убывающей кривой спроса изменение совокупной выручки будет зависеть от изменения цены и количества.
Это позволяет прийти к выводу о том, что для убывающей кривой спроса предельная выручка фирмы а) меньше рыночной цены, так как эластичность спроса по цене на продукцию фирмы отрицательна; и б) находится в прямой зависимости от цены и обратной от эластичности спроса по цене. Максимизирующая прибыль фирма выберет такой объем выпуска, при котором предельная выручка от реализации и предельные издержки производства будут равны. В соответствии со спросом на свою продукцию она назначит цену, которая превышает предельные издержки производства для данного объема предложения. Возникающая разница между ценой реализации и предельными издержками производства свидетельствует о наличии у фирмы рыночной власти. Чем больше это превышение, тем сильнее рыночная власть фирмы.
Другое по экономике
Диагностика банкротства ООО ФРЕГАТ-центр
Процессы,
происходящие в российской экономике в последние десятилетия, наглядно
доказывают, что экономическая и социальная стабильность общества зависит от
финансовой устойчивости предприятий. Экономическая наука выработала различ ...