Мотивация труда
Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.
На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.
Главные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).
Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.
Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:
занятость всех работников трудом;
предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста;
согласованность уровня оплаты с результатами труда;
создание условий безопасности труда;
поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.
Методы мотивации можно классифицировать на:
) экономические (прямые) - повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.;
) экономические (непрямые) - предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;
) неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
Основными формами мотивации работников предприятия являются:
. Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия.
. Система внутрифирменных льгот работникам: эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой; увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе; более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д.
. Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.
. Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.
. Моральное поощрение работников.
. Повышение квалификации и продвижение работников по службе.
Другое по экономике
Статистический исследование формирования и использования прибыли предприятия на материалах ООО Лесной
В период перехода к рыночной экономике требуются новые подходы к анализу,
которые позволяют дать обобщенную и глубокую оценку объемных показателей
деятельности предприятия. Для этого следует знать различные методики анализа и
уметь исп ...