Этап развития и специализации научных теорий и концепций в контексте формирования теории межрегиональной конкуренции
Наиболее значимым вкладом в развитие научно-теоретических и прикладных основ теории межрегиональной конкуренции на втором этапе явились следующие положения:
. Конкуренция (как модель рыночного функционирования системы производителей и потребителей) и ее производные - эффекты монополии и олигополии - являются главными факторами, влияющими на экономическое развитие регионов и стран (учение о пространственной организации хозяйства А. Леша, теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина, теория рынка несовершенной конкуренции Дж. Робинсон).
. Агломерационный эффект, технологическая специализация и кооперирование (в приложении моделей территориально-производственного комплекса - ТПК и энергопроизводственного цикла - ЭПЦ) выступают главными факторами конкурентоспособности региона (учение о пространственном взаимодействии рынков У. Айзарда, теория экономического районирования, концепции ТПК и ЭПЦ Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского и М.К. Бандмана).
. Неравенство и адаптационные способности экономических субъектов, эффективность использования факторов производства в регионе являются основой формирования «полюсов» роста, генерации инноваций и восприимчивости к инновациям (теория «полюсов» роста Ф. Перру, теория пространственной «диффузии» инноваций Т. Хагерстранда, концепция «центр-периферия» Дж. Фридмана).
. Неравномерность распределения факторов производства определяет их цену, и, в конечном счете, конкурентоспособность региона (страны) (теория стоимости А. Маршалла, закон предельной производительности Дж.Б. Кларка, теория соотношения факторов производства Хекшера-Улина, концепция специфических факторов производства П. Самуэльсона).
. Главными источниками конкурентоспособности (как применительно к отрасли, так применительно к региону, стране) являются дифференциация и эффект от масштаба (теория внутриотраслевой торговли Б. Балассы, теория эффекта масштаба П. Кругмана и К. Ланкастера, теория технологического разрыва М. Познера).
Другое по экономике
Управление развитием транспортной инфраструктуры на примере Санкт-Петербурга
Актуальность темы: одной из важнейших функций любого государства является
необходимость создания соответствующих современным требованиям общества общих
условий функционирования и развития всех его основных сфер жизнедеятельности.
Одним ...