Сферы деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью
В 25мая 2006 г. состоялось заседание правительства, на котором глава МЭРТ Герман Греф сообщил, что малый бизнес за последние четыре года удвоил объем своего производства, и к 2010 году может дать еще одно удвоение. Министр сказал, что с 2001 года по 2004 год малые предприятия дали прирост продукции 230%, что в семь раз выше прироста числа занятых в малом бизнесе.
Малый бизнес России в последние годы развивается опережающими темпами. Но, несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом. Доля производства продукции и услуг малыми предприятиями составляет лишь около 8% суммарных объемов производства всеми предприятиями страны.
Численность малых предприятий в России не превышает 1 млн. На начало 2005г. их насчитывалось 953,1 тыс. За 2004г. их число увеличилось на 62,2 тыс. (на 7%). В целом за 1999-2004 годы количество малых предприятий в России выросло незначительно - лишь на 85,1 тыс. (на 10%).
Общий объем продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями, составил в 2004г. 2 трлн. 273,9 млрд. рублей, что (без поправки на инфляцию) превысило показатель 2003г. на 35%. В 2003г. рост производства продукции и услуг малыми предприятиями в текущих ценах составлял 45%, в 2002г. - 36%, в 2001г. - 39%. В целом за 1999-2004 годы (по сравнению с 1998г.) объем производства малых предприятий вырос в 8,7 раза.
Абсолютные объемы производства в малом бизнесе практически не сказываются на общей величине выпуска продукции в стране. Если в 1998г. выпуск товаров и рыночных услуг малыми предприятиями составлял 6,5% суммарного показателя по экономике, то в 2003г. - 8,1%. В 2004г. только российская промышленность произвела продукции в 5 раз больше, чем все малые предприятия (включая производственный сектор, торговлю и сферу услуг). Объем российского ВВП более чем в 7 раз превышает производственные показатели малых предприятий. Объем продукции, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями по основному виду деятельности, составил в 2004г. 1 трлн. 910 млрд. рублей, или 84% всего объема произведенной продукции и услуг. Суммарная выручка от продажи товаров и реализации услуг малыми предприятиями составила 8 трлн. 214 млрд. руб. (см. табл.1.1)
Таблица 1.1. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий России
Другое по экономике
Основные направления повышения производительности труда персонала
Целью трудовой деятельности является получение продукта
труда, то есть производство и сбыт конкретной продукции, продажа товаров или
конкретной услуги. Для работника и трудового коллектива имеет значение
продуктивность этого труда, выр ...