Этап междисциплинарного синтеза и формирования общих черт теории межрегиональной конкуренции
По сути, Хамфри и Шмитц в рамках своей концепции обозначают контуры и требования к разработке и реализации государственной (региональной) промышленной политики в условиях глобализации, ориентированной, в первую очередь, на повышение роли и значимости местных компаний в глобальных цепочках добавления стоимости. А потому способы управления местными экономическими субъектами, предлагаемые ими, имеют исключительно важное прикладное значение, в том числе и с точки зрения решения задачи повышения конкурентоспособности страны (региона) и ее (его) отраслей специализации.
Кроме того, Дж. Хамфри и Х. Шмитц обобщили и систематизировали подходы к повышению конкурентоспособности экономических субъектов, предлагаемые в рамках кластерных теорий и концепций цепочки добавления стоимости. Им удалось совместить во многом эти принципиально разные подходы, предложив несколько сценариев преобразования функций кластеров для их включения в глобальные цепочки добавления стоимости. Эти сценарии основаны на изменении и оптимизации взаимодействия между экономическими субъектами, входящими в кластер, на их встраивании в глобальные цепочки добавления стоимости. При этом, в зависимости от используемого подхода к управлению взаимоотношениями экономических субъектов в цепочке, этими авторами обоснованы приоритетные направления повышения их конкурентоспособности.
Достаточно близкой в методологическом плане к концепциям цепочки добавления стоимости является концепция технико-экономической парадигмы К. Фримэна, акцентирующая внимание на определении механизмов изменения цепочек добавления стоимости под действием как конъюнктурных, так и технико-технологических факторов.
Концепция К. Фримэна основана на методологии экономической динамики, наиболее ярко представленной в теории экономического развития Й. Шумпетера [30], и логически вытекает из теории больших конъюнктурных циклов Н.Д. Кондратьева [11]. Так, по мнению К. Фримэна, каждому из больших конъюнктурных циклов соответствует своя технико-экономическая парадигма, выражающаяся приоритет конкретной отрасли в мировой экономике.
С точки зрения повышения конкурентоспособности страны (региона) определяющую роль, по мнению Фримэна, играет момент смены парадигм, когда прежняя парадигма находится в фазе заката и начинают появляться нововведения, способствующие формированию новой парадигмы. Именно в этом время страны и регионы могут получать «окно развития» [15], предполагающее появление предпосылок для развития новых отраслей, доступ к новым факторам производства и т.д. Использование этих факторов может сыграть в определенный момент решающую роль в системной модернизации экономики страны, ее выходу на лидирующие позиции в мировой экономике.
Не лишним будет упомянуть, что с развитием концепции технико-экономической парадигмы (вернее, усилением значимости человеческого потенциала как фактора повышения конкурентоспособности) тесно связана новейшая концепция системных инноваций, берущая начало в изучении современной сущности маркетинга. Автором этой концепции по праву можно считать профессора университета «Кэйо» Мицуаки Симагути (Япония) [25]. На основе анализа опыта ряда компаний по выявлению и использованию скрытого потенциала рынка, способного дать системный эффект, М. Симагути обосновал новую модель маркетинга в условиях индивидуализации спроса, способы выявления и использования системных инноваций, модель «фокусировки на клиенте» (прямую бизнес-модель), модель системных инноваций в региональном менеджменте и концепцию структурного потенциала организации, как источника конкурентных преимуществ. В частности, рассматривая системную инновацию в качестве источника конкурентных преимуществ, М. Симагути определяет в качестве главной ее целевой функции не столько обеспечение соответствия продукта запросам потребителей, сколько формирование самих их потребностей; создание адаптационной системы управления и генерации на ее основе новых цепочек добавления стоимости [25, с.238].
Другое по экономике
Технико-экономическое обоснование реконструкции цеха по производству бумажной продукции
С
ростом конкуренции на рынке переработки бумаги, отечественные ЦБК стали
присматриваться к рынку переработки собственной продукции. В результате
компаниям-переработчикам, работавшим ранее в этом сегменте, приходится уступать
место. С ...